23:43 

Легенды и история Риги - легенды о Большом Кристапе.

_Полярная_
Ангел-пилот, натворитель и растворитель, резко заходит в очередной вираж.
Легенды и история Риги - легенды о Большом Кристапе.

Наверное, самая известная легенда Риги - легенда о Большом Кристапе.
Когда-то, в древние времена, когда Риги еще не было, огромный человек — Большой Кристап — переносил людей вброд через Даугаву в том месте, где сейчас находится город. На правом берегу Даугавы он построил себе домик. Однажды ночью он проснулся от того, что услышал детский плач на левом берегу. Он сразу же пошел за малышом, чтобы перенести его через реку. Посреди реки ребенок стал таким тяжелым, что великан с трудом донес его до правого берега и уложил спать рядом с собой. Утром, когда он проснулся, на месте, где лежал ребенок, был большой сундук с деньгами. Эти деньги Кристап хранил вплоть до своей смерти, а когда он умер, они пошли на строительство города. Первые рижские дома построены там, где когда-то стоял домик Большого Кристапс. Сейчас на набережной стоит стеклянная будка со статуей огромного человека с маленьким ребенком на плече.
Другой вариант легенды: Однажды темной ночью пришел к переправщику маленький мальчик и попросил перенести его через реку. И хотя свирепствовала гроза, мужик не смог отказать малышу, поднял его на плечо и понес через бушующий поток. На полдороге ноша стала такой тяжелой, что силач только с трудом мог продолжить путь. Однако он собрался и из последних сил донес мальчика до берега. Это оказался сын Христа, отсюда переносчик получил имя Кристапс (Христофор).
Третий: В глубокой древности в Риге, там примерно, где нынче городской канал, в Даугаву впадала речушка Ридзиня. Когда людям надо было переправляться через эту речку, то их на своих плечах переносил Великан, потому что ни моста, ни парома не было. А жил Великан в пещере возле Карловых ворот, вблизи укреплений. Однажды в темную-претемную ночь Великана разбудил громкий зов. Великан поднялся, но в темноте ничего не мог разглядеть. Он засветил фонарь и озарил ночную тьму. На другом берегу Великан увидел нищего мальчика. Мальчик громко плакал и просил перенести его через реку. Великан перешел речку, посадил мальчика на плечо, перенес его в свою пещеру и постелил ему постель. Наутро ребенок исчез, а его ложе превратилось в чистое золото, которое Великан хранил в большой бочке. Вскоре Великан умер; на его золото был построен город Рига.
Легенда о Кристапе передавалась из уст в уста и сохранилась до наших дней в разных интерпретациях. Говорят, за то, что Кристап перенес ребенка через реку, тот оставил ему целую гору золота, на которое Кристап купил всю Ригу, настолько она была мала.
Достоверно известен лишь тот факт, что около 1510 года на берегу Даугавы появилась деревянная скульптура Большого Кристапа, на плече у которого сидит маленький мальчик. В одной руке Кристап держит фонарь, в другой – длинный посох.
Рижане Кристапа очень почитали, украшали его статую лентами и цветами, зажигали свечи и просили заступничества от невзгод. Люди считали Кристапа своим заступником независимо от конфессии, поэтому его скульптура сохранилась до наших дней и сегодня ее можно увидеть в Музее истории Риги и мореходства, а на берегу Даугавы стоит ее копия. В честь Большого Кристапа названа и главная кинонаграда Латвии.


Существует легенда про двух Кристапов, автор литературной версии - Нора Ветра-Муйжниеце. Перевода этой книги, "Легенды Риги", в сети я не нашла, поэтому перевожу сама.
Большой Кристап
У равелина Карловых ворот Риги вновь была битва. Защитники Риги героически сражались с янычарами польской шляхты и прогнали их. После сражения, когда настала ночь, ещё были слышны стоны раненых и плач маленького ребёнка. Из полуразрушенного домика вышла пожилая женщина - Зелёная Метра - и в свете полной луны тихо и осторожно обошла поле битвы. Тем, кто прекратил дышать, она давала из своей кружки глоток питья, которое помогало им легче заснуть, но двоим ещё можно было помочь. Метра перетащила воинов за плетень своего домишки, в маленький садик, где за ягодными кустами был спрятан вход в пещеру. Здесь женщина умело промыла и перевязала раны воинов и напоила зелёным зельем.
Тогда она вновь вышла наружу, потому что всё время всё ещё был слышен плач ребёнка - хоть уже и стал совсем слабым. За большим камнем Метра нашла умершую женщину. За её холодную грудь судорожно хватался малыш месяцев шести. Метре показалось, что весь воздух вокруг него звенел, и в этом странном звуке она расслышала песню:
- Брошена совсем одна здесь
Маленькая душенька-то,
Сковывает сердца хладом
Маленький цветок весенний,
Слабо чадо человечье.
Руки тёплые ещё грей,
Защити от хладна ветра,
Чтобы стужа не успела
Пальцами сорвать льдяными
Маленький цветок весенний,
Слабо чадо человечье!
Метра быстро взяла малыша, закрыла умершей глаза и тяжёлыми шагами ушла в свой домик. У открытых дверей в лунном свете она рассмотрела ребёнка. Мальчик, совсем голодный, пробовал сосать свои маленькие кулачки и иногда жалобно плакал. Метра споро разбавила козье молоко травяным чаем, развела огонь, вымыла малыша в ведомых ей одной травяных отварах, накормила и, спокойно заснувшего, удовлетворённого и улыбчивого, положила рядом с собой на кровать. Как хорошо было чувствовать такую маленькую, тёплую жизнинку за пазухой, когда вокруг властвовала полная тишина с дыханием смерти и новыми ужасами.
Оба спасённых Метрой защитника Риги засвидетельствовали перед ратушей, что Метра нашла ребёнка на поле битвы, одного и брошенного. Большая Ратуша милостиво разрешила Метре оставить ребёнка у себя, крестить и воспитывать.
Мальчик получил имя Кристап. Метра его кормила козьим молоком, ягодами, корешками, грибами, мёдом и орехами - всё это было в маленьком садике и в лесу. Промывала дубовую кору, сосновые шишки, варила отвары из листьев берёзы и крапивы. Брала с собой, куда бы ни шла, особенно в лес - каждый шаг, каждый путь Метра проходила с мальчиком.
Кристап рос здоровым, сильным и удачливым. Когда он подрос, починил домик Метры и хотел его перестроить в солидный дом, если бы Метра позволила. Но старушка боялась, как бы её пристанище у неё не отняли, поэтому хватало и того, что дождь не заливал вовнутрь, и ветер не грозился перевернуть домишко. У Метры рос хороший сын - невиданно большого роста, неторопливый, работящий и готовый помочь. Кристап работал в порту и на своих широких плечах переносил на другой берег Даугавы тюки и людей. И вот чудеса - когда Кристап брёл по реке, казалось, что воды спадают, потоки вокруг его ног как иссякают. Торговцы не стеснялись забираться Кристапу на плечи со всеми узлами, а барышни, визжа, держались за кудель его волос, но добродушный великан, не отказывая, переносил всех.
Когда на Заячьем острове поднялся пожар, прошла целая ночь, пока Кристап перенёс на второй берег детей, взрослых и их пожитки. Казалось, его силы неиссякаемы, и он сам - не устаёт никогда.
Кристапу особенно нравилась работа с деревом, и они ему хорошо удавались. Найдя однажды на берегу Даугавы вырванное ветром дерево, юноша тал вырезать такого же Кристапа, каким был сам. Однажды, когда работа уже была почти закончена, его взволновала большая кутерьма на втором берегу реки. Несколько всадников гнали какую-то женщину с ребёнком на руках. Больше некуда было податься, и она вбежала в Даугаву, держа ребёнка высоко поднятым над головой. Временами уже скрываясь под водой, она всё ещё держала ребёнка и раза два в отчаянии звала: "Спаси! Спаси!"
Даугава в этом месте была широкой и глубокой. Кристап в мгновение ока бросил резной образ в воду и сам бросился вплавь к женщине. Он надеялся, что утопающая схватится за деревянного Кристапа, он сможет её поймать и вытащить из бурлящего потока. Юноше ещё удалось забрать ребёнка из рук матери, когда женщину рвануло в вниз, и её Кристап уже не успел спасти.
Держась за статую, юноша с ребёнком вышел на берег и отнёс малыша в домик Метры.
На следующий день Кристап вырезал из дерева маленького ребёнка и усадил на широкое плечо деревянного Кристапа.
Спасённого из реки ребёнка назвали в честь спасителя. Он рос сильным и большим и ходил вместе с приёмным отцом на работу. И он научился брести по мелям Даугавы. И он ни одному, кто просил перенести на другой берег, не отказывал. Так они и жили, делая только добро.
Однажды Большой Кристап из своего похода через Даугаву не вернулся. Деревянный Кристап стоял около равелина Карловых ворот возле домика Метры. Как-то вечером, когда черёмуха у плетня пышно расцвела, и воздух был полон горьковатым одуряющим ароматом, Метра и молодой Кристап тихо сидели на крылечке домика - им показалось, что деревянный Кристап начал с ними говорить.
- Слушай, - сказала Метра юноше, - это та же самая песня, которую я слышала, когда нашла Большого Кристапа.
И, действительно, как тихая мелодия из деревянного Кристапа звучала песня, которой Метра несмело подпевала:
- Руки тёплые ещё грей,
Защити от хладна ветра,
Чтобы стужа не успела
Пальцами сорвать льдяными
Маленький цветок весенний,
Слабо чадо человечье!
Юный Кристап поднялся, прижался любом к плечу статуи, и ему показалось, что он слышит шаги приёмного отца.
Метра тихо вздохнула, сложив свои сморщенные, костлявые руки, и прошептала, - Большой Кристап, Большой Кристап! Пусть в Риге никогда не будет ни одного брошенного, одинокого ребёнка! Пусть Рига будет приютом для детей! Большой Кристап, Большой Кристап, будь опорой тем, кому тяжело на сердце!


Более поздние, современные, варианты легенды литературно обработаны поэтами. Переводы мои.

O. Vācietis. Rīgas ugunis
Katru vakaru Lielais Kristaps caur Rīgu jož paskatīties – vai Daugavai grīva nav ciet?
Un piešļaksta krastus ar ugunīm.
Grīva nav ciet. Upe tiek jūrā.
Bet Kristaps katru vakaru jož,
Un katru vakaru
Abi krasti ir uguņu piešļakstīti.
Neticīgais! Grīva katrureiz vaļā. Upe tiek jūrā.
Bet Kristaps jož.
Jo, ja vienureiz grīva ir ciet un upe netiek jūrā, tad vairs pat ticīgie nelīdz.

О. Вациетис. Огни Риги
Каждый вечер Большой Кристап через всю Ригу несётся посмотреть - не перекрыто ли устье Даугавы, не пересохло ли.
И приплёскивает на берега огнями.
Устье не перекрыто, не пересохло. Река течёт в море.
Но Кристап каждый вечер несётся,
И каждый вечер
Оба берега залиты огнями.
Неверящий! Устье каждый раз свободно. Река течёт в море
Но Кристап несётся.
Потому что, если однажды устье будет закрыто или пересохнет, и река не попадёт в море, тогда и верящие не помогут.

Следующая легенда - совсем современная. Потому что Бастионная горка была создана только в конце 19 века, а Большой Кристап - персонаж времён образования Риги.
Поэтому вначале - историческая справка, а потом - сама легенда.

Бастио́нная го́рка (латыш. Bastejkalns) — старинный насыпной холм, расположенный в центре Риги напротив Пороховой башни. Предваряет один из главных въездов в Старый город со стороны улицы Смилшу (Песчаной), по которой в средневековый период пролегал торговый путь до Пскова и Новгорода. Возвышается над территорией зелёных насаждений вдоль городского канала.
История
Бастионная горка уникальна своими узкими тропинками, вьющимися на нескольких уровнях, аллеями деревьев, своим садом камней, водным каскадом и расположенным рядом городским каналом; в этом месте можно насладиться одной из самых замечательных прогулок в центре Риги. Рядом находится памятник Свободы, с одной стороны горку окаймляет канал, а с другой – бульвар З.А. Мейеровица.
История Бастионной горки связана с распоряжением Александра II о сносе фортификационных валов в 1857 году. После проекта И.Д. Фельско и О. Дитце оборонительный ров был переформирован в городской канал. Через год между бульваром Бастея (Бастионным) и городским каналом был насыпан искусственный холм, который сегодня известен как Бастионная горка.
Озеленение Бастионной горки начали по эскизам любекского инженера А. Вендта. Первая постройка на Бастионной горке была возведена в 1860 году. Это был деревянный храмовидный павильон, привлекавший богатых домовладельцев, которые по рекомендациям лечащих врачей выходили на ежевечерний променад. При этом в числе их главных задачи предприимчивые лекари называли выполнение следующего условия — подняться до самой вершины горки, а именно — до означенного павильона.
С 80-х годов 19-го века о создании зелёной зоны заботился главный городской садовник и ландшафтный архитектор Г.Ф.Ф. Куфальдт. В 1892-ом году через канал у Бастионной горки по проекту инженера А. Агте построили пешеходный каменный мостик. По дороге к мостику с обеих сторон были посажены растения, которые образовывали пирамидальные дубы, дополненные самшитами и рододендронами. Мостик прозвали «восьмым чудом света», поскольку фамилия инженера-строителя этого красивейшего сооружения Адольфа Агте напоминает слово Acht, которое переводится с немецкого как «восемь».
На Бастионной горке был устроен ручеёк, оснащённый искусственным водным каскадом (в 1898-ом году), в 1887-ом году на месте деревянного павильона было воздвигнуто псевдоготическое каменное кафе. Оно пользовалось определённой популярностью среди дореволюционных рижан, с годами превратившись в излюбленное место встреч парочек.
В 1893 году по проекту архитектора Генриха Шеля у подножия Бастионной горки построили домик для лебедей в японском стиле; сегодня состояние этого домика, к сожалению, не самое лучшее.
Новые изменения и дополнения Бастионная горка претерпела в 20 - 30-х годах 20-го века, когда зелёные посадки были реконструированы ландшафтным архитектором А. Зейдаксом. На Бастионной горке в это время был открыт памятник Р. Блауманису, созданный скульптором Т. Залькалном (в 1929-м году).
Кафе на возвышении было снесено в конце 1940-х годов, во многом и из-за того, что деревья вокруг моллюсковидного комплекса Бастионной горки постепенно подрастали и в один прекрасный момент оказались выше кафе, что несколько затруднило осмотр живописной панорамы Старого города.
Большая реконструкция состоялась во времена Советской Латвии. В 1951-ом году, в связи с подготовкой к 750-летию Риги, на Бастионной горке по проекту Я. Гинтера были сооружены опорные стены из раковистого доломита. В стены были включены фрагменты разрушенных во время войны исторических зданий Старой Риги и другие декоративные элементы, добавившие пейзажам Бастионной горки дух романтизма и старины.
В 1963-ем году на юго-восточном склоне Бастионной горки по идее архитектора К. Барона создали ​​альпинарий – сад камней. В свою очередь, на краю горки снова построили павильон по проекту О. Остенберга и создали небольшой бассейн. К сожалению, пару лет спустя павильон был снесён и бассейн засыпан, потому что их сочли нерентабельными.
В 70-х годах 20-го века завершена кладка опорной стены на склонах, чтобы таким образом предотвратить оползни. Были расширены некоторые пешеходные дорожки, острые углы которых закруглили, а также были спилены отдельные деревья, чтобы не загораживали прекрасный вид на город.

А теперь - новая легенда.

A. Neibarts. Bastejkalns
Reiz Lielais Kristaps
Daugavai pāri
kalnu
pārnesa. Un

Lielais Kristaps
kalnu
kanālmalā nolika un par
Bastejkalnu nosauca. Un

pats Lielais Kristaps
noguris balts, zem
Bastejkalna
apgūlās un guļ vēl
šobaltdien.

Ieklausies, dzi, kā
vasaras vējā
Lielais Kristaps
miegā šņāc...

А. Нейбарт. Бастионная горка
Однажды Большой Кристап
Через Даугаву
Гору
Перенёс. И

Большой Кристап
гору
положил на краю канала и
Бастионной горкой назвал. И

сам Большой Кристап,
смертельно устав, под
Бастионной горкой
Улёгся и спит аж
По сей день.

Вслушайся, слышь, как
В летнем ветре
Большой Кристап
Во сне сопит...


Ранее: polar-star.diary.ru/p212470017.htm
polar-star.diary.ru/p212384651.htm

@темы: мифологическое, моё творчество, мои тексты, но не ориджи и не фанфики, мой город

URL
Комментарии
2017-04-19 в 07:55 

Мирилас
...Я верю в любовь, верю в надежду, верю, что смысл обнажается в слове - и люди рождаются снова и снова, и Небо людей обнимает, как прежде. (с)
Помню, как мы там гуляли. :)

2017-04-19 в 08:45 

_Полярная_
Ангел-пилот, натворитель и растворитель, резко заходит в очередной вираж.
Мыррр)))

URL
2017-04-19 в 11:15 

Ананастя
Здорово как, не знала легенду про двух Кристапов и о связи Кристапа и Бастионки)

2017-04-19 в 12:53 

_Полярная_
Ангел-пилот, натворитель и растворитель, резко заходит в очередной вираж.
Мыррр)) А они есть...))

URL
   

С точки зрения Вечности

главная